Размеры: 50 x 65 см.
Категория: Рисунок
Жанр: Экспрессионизм
Техника: Шелкография
Материал: Бумага
Автор: Марина
ВУЗ: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
Доставка из: Санкт-Петербург
Графический лист задуман как парный для «Потопа» и является продолжением темы «древнего ужаса», (рабочее название картины – «Страх») . Одна из причин возникновения такого сильного культа Судьбы в том, что человечество на протяжении истории проходит те же этапы развития, что и отдельный человек. Это значит, что о древних людях мы обычно говорим как о детях в плане уровня самосознания . Мир для древнего человека страшен и необъясним, и ответственность за жизнь человека перекладывается на богов, несущих в данном случае роль родителей. Первоначальное состояние мира понималось древними людьми как хаос (Греческое χάος означает «пустота, пропасть, бездна», от глагола χαίνω, «зиять, быть широко раскрытым»). И именно с хаосом тесно связано понятие судьбы. Судьба понимается нами как нечто неизменное, потому что мы понимаем ее как совокупность внешних обстоятельств, которые нам не под силу изменить. Мы не догадываемся о том, что можем измениться внутренне, и тогда изменится наша судьба. В христианстве за счет понимания Бога как любви происходит переосмысление закона и переосмысление судьбы. Любовь ставится выше закона и теперь Бог ждет милости, а не жертвы. А слепая судьба теперь понимается как воля Бога, ведущая человека к спасению. Но герои моего листа живут до христианства и находятся на уровне сознания ребенка, каким и чувствовал себя древний человек в этом опасном и необъяснимом мире. Поэтому для спасения от гнева богов совершаются определенные ритуалы, в том числе попытка спрятаться за ритуальными масками. Можно вспомнить шутку: «Чтобы перестать бояться монстров в темноте, надо вспомнить, что ты один из них». И в этом есть смысл – я имею в виду интеграцию с Тенью и контакт с неразумными и хаотичными силами природы и психики. Здесь же можно вспомнить мифического дракона-уробороса , олицетворяющего бессмысленную стихию жизни, её бесконечное самопорождение и самопожирание. Поэтому уроборосу присущи как мужские, так и женские черты. То есть, он является объединением архетипов Великой матери и Ужасного отца. В «Ритуале» нет персонажа-змея, как и других чудовищ, как нет и героя, который с ними борется. Миф о герое в символической форме содержит этапы развития сознания. Он показывает, как сознание, «Я», эго, отделяется от Великой матери - стихии бессознательной природной жизни, которая с одной стороны порождает сознание, а с другой пытается его поглотить. Борьба героя с драконом — это борьба за отделение от Великой матери, борьба духовного с природным, борьба личности за свою самостоятельность. Эта борьба проходит как на уровне всего человечества, так и в личном развитии, когда ребенок психологически отделяется от своих родителей. Не каждой культуре и не каждому индивиду это удается сделать. На листе «Ритуал» отделение сознания еще не произошло, и персонажи просят хаос смилостивится над своими детьми.